Родителям


Рекомендации родителям по работе  дома с детьми,
 имеющими нарушения звукопроизношения
Причины неправильного звукопроизношения:
1.      Нарушение фонематического (речевого) слуха;
2.      Нарушенное произношение у членов семьи (по подражанию):
3.      Нарушения в строении артикуляционного (речевого) аппарата и др.
 Полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, невозможна без регулярной работы дома.
Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и времени стоит уделять работе вне логопедического кабинета. Стоит помнить, что коррекция речи – это сложный и длительный процесс, который отнимает у ребенка много сил и времени. Кроме того, дети, имеющие нарушения речи, часто более утомляемы, чем их нормативные сверстники. В связи с этим, занятия по коррекции речи, как в классе, так и дома, должны строиться особым образом.
На что стоит обратить внимание при организации коррекционной работы дома?
1. Прежде всего, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее решение осуществляется на эмоциональном подъеме. Ребенок должен быть отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять ребенка заниматься, это может вызвать негативный настрой к логопедическим занятиям в целом.
2. Занятия должны осуществлять регулярно, ребенок должен осознавать, что эта работа необходима, но организация занятий не должна иметь принудительный характер и превращаться в дополнительные уроки.
3. Стоит обратить внимание на выбор места занятия. Это необязательно стандартная форма, когда родитель и ребенок садятся за стол и выполняют задания. Лучше выбрать место удобнее и психологически комфортнее для ребенка, например, можно разместиться на ковре (разумеется, если речь не идет о выполнении письменных заданий при коррекции письменной речи). Многие задания требуют полной сосредоточенности ребенка на определенном виде деятельности, поэтому, стоит ликвидировать все отвлекающие факторы и создать спокойную атмосферу.
4. Некоторые виды работы можно осуществлять во время совместной прогулки. В основном это различные игры, направленные на развитие речи детей.
5. Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка. Если ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько подходов. Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если он устал.
6. В работе необходимо использовать разные методы и формы работы. Занятия должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует чередовать виды работ. Например, если выполнялись задания по коррекции произносительной стороны речи, стоит их разнообразить игрой, направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт, у детей с речевыми нарушениями, часто вторично страдают и вышеперечисленные психические функции.
7. В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Если же в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует раскрасить. Что в свою очередь будет способствовать развитию мелкой моторики и, как мы все понимаем, не будет лишним.
8. При работе над произносительными навыками следует помнить, что мало научить ребенка правильно выговаривать тот или иной звук. Много сил требуется для того, чтобы автоматизировать его, ввести в речь ребенка. Поэтому, родители должны регулярно напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые уже знает. При искаженном произнесении пройденных звуков стоит акцентировать внимание ребенка на ошибке и попросить повторить его.

Одним из основных факторов успешной работы является похвала и поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок должен понимать, что он дожжен постараться и хорошо позаниматься, чтобы получить одобрение со стороны родителей. И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь родителей, веру в его силы и успехи.

Таким образом, нарушения  устной речи не являются исключительно логопедической проблемой. Они отражаются на  общем развитии ребенка, ограничивая познавательные возможности, порождая нежелательные качества личности и особенности поведения, нарушая межличностные отношения. Исправить нарушенное звукопроизношение следует еще и потому, что часто не устраненные дефекты произношения отражаются на письме и могут привести к неуспеваемости.
                                                                                                        Логопед Жданова  Н.В.




В новой работе американских учёных, опубликованной в Journal of Neuroscience, сообщается, что у детей, родители которых часто вступают с ними в диалог, повышена целостность трактов белого вещества, соединяющих речевые центры головного мозга. 

Влияние этого фактора наблюдалось и вне учета социоэкономического статуса родителейВ 2003 году американские психологи Бетти Харт (Betty Hart) и Тодд Ризли (Todd Risley) опубликовали исследование, в котором сообщалось, что к трехлетнему возрасту ребенок из семьи с высоким достатком услышит на 30 миллионов слов больше, чем ребенок из семьи низкого статуса. Найденный «недостаток словарного запаса» (англ. word gap) позволил ученым сделать вывод о том, что социоэкономический статус родителей оказывает огромное влияние на раннее развитие ребенка, в частности — на становление их словарного запаса и развитие речевых способностей. 
Предполагается, что такая зависимость объясняется тем, что люди с высоким социоэкономическим статусом обычно более образованы и в целом знают и употребляют больше слов. К примеру, когнитивное развитие детей, с которыми разговаривают чаще, проходит быстрее и эффективнее. Тем не менее, разговоры с ребенком могут быть и независимым от социоэкономического статуса фактором. Кроме того, нейроанатомические особенности такого влияния до сих пор не изучались. 
Проверить, как живая речь воздействует на речевые центры головного мозга ребенка в процессе раннего развития, решили ученые под руководством Рейчел Ромео (Rachel R. Romeo) из Гарвардского университета. В их исследовании приняли участие сорок детей в возрасте от четырех до шести лет и их родители. Родителям необходимо было сообщить о своем социоэкономическом статусе и предоставить аудиозаписи двух дней общения с ребенком. При анализе аудиозаписей учитывалось количество слов, произнесенных ребенком и родителями, а также случаи диалога между ребенком и взрослым (реплики и того, и другого, разделенные не более чем пятисекундным промежутком).
В качестве основного показателя развития ребенка ученые использовали, во-первых, результаты стандартизированных тестов, подготовленных специально для детей разных возрастов, и, во-вторых, измерили целостность трактов белого вещества их головного мозга при помощи диффузионной МРТ. Этот метод нейровизуализации позволяет оценить распределение молекул воды в тканях, что является прямым показателем целостности их структуры. 
Ученые выяснили, социоэкономический статус родителей действительно коррелирует с их словарным запасом и способностями к языку (p = 0,003). Тем не менее, после исключения этого параметра из анализа выяснилось, что со словарным запасом ребенка коррелировало только количество диалогов между ним и родителями (p = 0,001). На основании этого ученые сделали вывод, что общение с ребенком улучшает его языковые способности и вне влияния социоэкономического статуса.
Результаты анализа диффузионной МРТ указали на повышенную целостность верхнего продольного пучка — проводящий путь белого вещества, соединяющий лобные доли с теменной и затылочной корой — у детей, родители которых чаще вступали с ними в диалог. Этот тракт также соединяет зону Брока и зону Вернике — два самых главных языковых отдела головного мозга.
Авторы работы пришли к выводу о том, что разговоры с детьми в раннем возрасте могут существенно повлиять на их языковое развитие, а также на развитие их головного мозга. При этом влияние других внешних факторов — в частности, социоэкономического статуса — будет играть меньшую роль.
Целостность белого вещества также используют в качестве показателя развития нейропатологий. К примеру, осенью прошлого года ученые обнаружили, что мозг людей, больных шизофренией, отличается обширными нарушениями структуры белого вещества. Кроме того, год назад анализ анизотропии показал, что признаки старения мозга обнаруживаются не только на этапах активного роста и старения организма, но и на протяжении всей жизни. (источник)

Консультация для родителей 
"Советы учителя- дефектолога родителям будущих первоклассников" 
Что нужно знать родителям будущих первоклассников? 

Уважаемые родители! Ваш ребёнок скоро пойдёт в первый класс? И вы обеспокоены тем, как лучше подготовить его к школе? Как привить ему интерес к учёбе и сделать так, чтобы он легко справлялся со школьной программой. Выполняя интересные и разнообразные задания, ребёнок быстро приобретёт навыки и знания, необходимые будущему первокласснику. Надеемся, что ваш маленький ученик будет радовать вас своими успехами! 
Для того, чтобы занятия принесли ожидаемый результат, воспользуйтесь некоторыми советами: 
1. Ребенок должен испытывать интерес к обучению.  
2. Занимайтесь с ребенком систематически, приучайте его выполнять работу до конца, красиво и аккуратно. 
3. Не отступайте, если задание окажется чересчур сложным для ребенка. Помогите ему, объясните ошибку. Сделайте перерыв и вернитесь к этому же заданию через некоторое время.  
4. Поощряйте ребенка даже при незначительных успехах. 
Для того чтобы научиться правильно и красиво писать, нужно запомнить три главных правила:  
• как правильно сидеть, 
• как правильно располагать тетрадь, 
• как правильно держать ручку.  
Важным аспектом является готовность ребенка к обучению в школе, проявляющаяся в овладении навыками счета, письма, чтения. Готовность к школе - результат общего развития ребенка, сочетающий в себе умственный, психический, эмоциональный и социальный показатели. В интеллектуальной сфере - это развитие речи, наглядно-образного мышления, понимание на слух. Концентрация внимания, словарный запас, способность к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно – двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев). Ребенок должен уметь контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам поведения. Учебная мотивация проявляется в желании ребенка учиться, ходить в школу, а не играть, эмоциональной устойчивостью. В социально и личностной сферах должны быть осознание взрослого как учителя, способность оценивать свои знания и действия, желание сотрудничать со сверстниками. 
Ребенок должен знать о себе и своей семье: 

1. Свои Ф. И. О.; 
2. Сколько ему лет. Когда у него день рождения; 
3. Где он живет (Адрес); 
4. Как зовут родителей; 
5. Кем работают родители. 
А также 

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать: 
1. Основные цвета. 
2. Дни недели. 
3. Месяцы. 
4. Времена года. 
5. Понятия «право - лево». 
6. Основные профессии. 
7. Домашних и диких животных. 
8. Детенышей животных. 
9. Знать зимующих и перелетных птиц. 
10. Виды транспорта. 
11. Уметь ориентироваться на бумаге. 
12. Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов. 


На заметку родителям первоклассника! 
Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни 
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или другим специалистам школы (дефектолог, психолог, логопед) 
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Несколько полезных советов 
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали» 
2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день. 
3. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните как сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок через чур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени. 
4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам. 
5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов – первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня. 
6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию. 
7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается). 
8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. 
9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы. 
10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Родителям на заметку: 
Постарайтесь составить режим дня. Вам необходимо точно знать, что ребенок будет делать в тот или иной отрезок времени. 
Во время домашних занятий ничто не должно отвлекать внимание. Предупредите друзей и знакомых, что в это время лучше не звонить и не приходить в гости. 
Прежде, чем приступать к работе приведи в порядок свое рабочее место, чтобы ничего не отвлекало. Помните, слабое внимание коварно, оно готово отвлечься от работы на любую мелочь! 
Приступая к занятиям, нужно привлечь свою волю, постараться не думать о постороннем. Лучший способ настроиться на работу – предварительно просмотреть материалы задания, составить план работы. Помните, если хорошо настроиться на работу, ее будет легче выполнять. 
Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает материал. Если в тексте встретится хотя бы одно незнакомое слово, внимание может быстренько упорхнуть. Поэтому, приступая к заданию, проверьте, насколько хорошо он знает предыдущий материал. И всегда держите рядом с собой словарь. 
Если сосредоточить внимание мешает волнение, тревога, какие-то посторонние мысли, нужно читать задания вслух. 
Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием, пересказыванием, решением задач, придумыванием своих примеров. Это хорошее средство от скуки, а значит, и помощник в сохранении внимания. Однако, такая смена не должна быть слишком частой, иначе это может привести к суете. 

Игры на развитие мышления: 
1. Для развития анализа, синтеза и классификации. 
 «Нужно положить 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ребенокдолжен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч – нет”. 
2. Для развития анализа и синтеза. 
 “По очереди с мамой или папой брать картинки из детского лото и описывать предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет”. 
3. Для развития анализа и сравнения. 
“Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что – нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему – нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. 
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант”. 
4. Для развития анализа и обобщения. 
 “Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы: 
– чашка, ложка, тарелка, вилка; 
– яблоко, груша, лимон, банан; 
– голубь, павлин, утка, цапля; 
– собака, корова, свинья, баран; 
– ромашка, кукуруза, крапива, ландыш; 
– зима, весна, лето, осень”. 

Список используемой литературы: 
1. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога./Ростов н/Д: Феникс. 2008 г. 
2. Земцова О.Н. Грамотейка.- М.:Махаон, Азбука – Аттикус, 2012 г. 
3. Макеева Т.Г. Тестируем детей.- Ростов н/Д: Феникс. 2011г. 

4. Интернет- ресурсы. 

Советы подготовила Шмарина Ольга Геннадьевна, дефектолог.

Комментариев нет:

Отправить комментарий